ГИМНАЗИЯ
Официальная
Наш город
Документация
Учебный процесс
Начальная школа
Профильное обучение

 

НАША 17-АЯ!
Воспитательная работа
Дополнительное образование
Калейдоскоп
Доска почёта
Наш музей
Наши выпускники
Наши проекты
Английский язык
Спорт
Фотографии

 

ОБЩЕНИЕ
Опрос
Гостевая книга

 

КОНТАКТЫ
e-mail:
gimn17@mail.ru-кабинет ИТ
belgimn17@mail.ru-секретарь
metodkab17@mail.ru-метод. кабинет
nachschool17@list.ru -начальная школа
Почтовый адрес:
Республика Башкортостан, 453500, г. Белорецк,
ул. К. Маркса, 48

Телефон:
5-39-54 - директор,
5-39-53 - учительская,
3-05-04 - секретарь

 

 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Школьный портал
ЕГЭ

 

Система Orphus  

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Работа по кафедрам:

  • Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
  • Кафедра технических дисциплин
  • Кафедра филологических дисциплин
  • Кафедра естественных дисциплин
  • С 2003-2004 учебного года наша гимназия перешла на профильное обучение на старшей ступени школы. Статус республиканской экспериментальной площадки позволил нам активно работать над созданием собственной модели организации предпрофильного и профильного обучения.

    Основными компонентами предпрофильной подготовки являются:

    • Информирование и профильная ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора направления обучения;
    • Организация и усвоение учащимися курсов по выбор.

    Предпрофильная подготовка в гимназии включает два этапа:
    1 этап (реализация осуществляется во втором полугодии 8 класса)

    • Проведение общего родительского собрания в 8 -х классах с целью предоставления информации о введении предпрофильной подготовки в 9-м классе и презентации программ краткосрочных курсов, созданных учителями гимназии.
    • Психолого-педагогическая диагностика восьмиклассников;
    • Определение набора краткосрочных курсов на основе анкетирования учащихся.

    Из предложенного перечня краткосрочных курсов были выбраны следующие :

    • Основы экономических знаний,
    • События вероятности. Статистическая обработка данных,
    • Основы журналистики.
    • Официально-деловой стиль русского языка.
    • Основы гражданского права
    • Мир механики и техники
    • Демонстрационный эксперимент по физике,
    • Информационная культура
    • Функции. Построение графиков.
    • Избранные вопросы математики,
    • Химия и Я.
    • Биология для школьников.
    • Загадки истории.
    • Разговорный английский.

    Программы краткосрочных курсов разработаны учителями гимназии и отвечают требованиям к созданию подобных документов, а именно:

    • краткосрочность курса (17 часов)
    • оригинальное содержание
    • деятельностный подход при прохождении курса и получении зачета.

    2 этап ( 1-е и 2-е полугодие 9-го класса)

    • организация краткосрочных курсов по выбору;
    • индивидуальное психологическое тестирование девятиклассников для определения их профессиональных склонностей;
    • информационная работа среди учащихся и их семей об учебных заведениях высшего, средне-специального образования города и региона.

    В результате подготовительной работы была выбрана межклассная форма организации краткосрочных курсов. Все девятиклассники, независимо от класса, в котором учатся, посещают выбранные ими курсы в одно время.

    Исходя из базового объема предпрофильной подготовки, каждый девятиклассник выбирает 2 курса в полугодие; 4 курса в год. Краткосрочные курсы проводятся в один из дней учебной недели на 6-ом уроке первой смены и первом уроке второй смены ( 2 часа в неделю) Такая форма организации курсов удобна тем, что позволяет:

    • охватить сразу всех девятиклассников,
    • удобно вписывается в расписание даже при двусменном обучении,
    • позволяет выбрать учащимся 4 разных курса в год.

    Организация предпрофильной подготовки невозможна без создания системы социального партнерства - системы отношений различных социальных субъектов региона, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

    Главными социальными партнерами гимназии являются:

    • Белорецкий металлургический колледж.
    • Белорецкий педагогический колледж.
    • Профессиональный лицей №25.
    • Филиал международного института экономики и права
    • Магнитогорский государственный университет(факультет филологии)
    • Редакция газеты "Белорецкий рабочий"

    Формы сотрудничества с социальными партнерами:

    • экскурсии в образовательные учреждения,
    • приглашение специалистов на краткосрочные курсы,
    • участие в научно-практических конференциях,

    Важным нововведением в итоговой аттестации девятиклассников является формирование "портфолио"- индивидуального портфеля образовательных достижений. Это результаты олимпиад разного уровня, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Мы предлагаем вашему вниманию схему исчисления образовательного рейтинга выпускника основной школы, разработанную в гимназии.

    Благодаря результативной работе коллектива гимназии, были определены направления профилей на старшей ступени обучения. На базе гимназии №17 открыты социально-гуманитарный и социально-экономический классы.

    Организация элективных курсов для старшеклассников повторяет межклассную форму проведения курсов по выбору в 9-классах Старшеклассники посещают курсы :

    • Избранные вопросы математики.
    • История отечественной культуры
    • Основы менеджмента
    • Зарубежная литература
    • Основы информационной культуры.

    Работа в данном направлении заставила педагогов гимназии выйти на более высокий уровень преподавания и совершенствования педагогического мастерства. Результатом стали:

    • авторские программы предпрофильных и профильных курсов,
    • мультимедийный учебник "Социальная экономика Республики Башкортостан", созданный учителями и учащимися гимназии

    Первые два года работы в этом направлении уже дали свои положительные результаты, но, вместе с тем, обозначили и ряд проблем.

    1. Проблема самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения.
    Проведенный нами анализ самоопределения учащихся после окончания школы показал, что 76 % выпускников, успешно выдержав вступительные экзамены, продолжил обучение по выбранному в гимназии профилю.

    Результаты поступления выпускников профильных классов 2004-05 уч.г.

     

    Всего учащихся

     

    Продолжили образование
    Всего
    В вузах
    По профилю обучения
    87
    100
    83
    76 %

    Однако, у 24 % выпускников выбранный профиль обучения в гимназии не связан с дальнейшей деятельностью.

    Выбор уровня и направленности образования учащихся профильных классов (2005-2006 уч.год.)

    Профили
    Социально-экономический
    Социально-гуманитарный
    Средния бал
    Продолжат образование в вузах
    88 %
    80%
    84 %
    По профилю обучения
    80%
    64%
    72%
    Не по выбранному в гимназии профилю
    6%
    19%
    12,5%
    Не определили свой выбор
    2%
    7%
    4,5%

    Как показывает анализ приведенных данных, в среднем у 72 % учащихся выбор профиля обучения в гимназии соответствует профилю высшего учебного заведения, 12,5 % учащихся выбрали профильные классы, не определив направление дальнейшего образования, а для 4,5 % учащихся профиль обучения в гимназии не является определяющим в получении профессии.
    Причинами сложившегося положения можно назвать:

    • Нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников (главное, по их мнению дать знания, а все остальное само собою разрешится);
    • Отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов ( они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей);
    • Слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования

    Пути решения данной проблемы:

    1. Составление и презентация "образовательной карты" региона, которая поможет школьнику упорядочить и систематизировать информацию об образовательно-профессиональном пространстве города и региона. В ходе презентации необходимо использование различных форм и методов ( реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с источниками информации, посещение дней открытых дверей и др.)

    2. Диагностико-консультационное взаимодействие подростка с психологами,

    3. Предоставление полной информации родителям об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.( Требуется серьезная разъяснительная работа с родителями на предмет того, какие преимущества получит их ребенок, если будет учиться в другой школе по выбранному им образовательному профилю в старшем звене).

    2. Проблема соответствия содержания учебного материала профилю обучения.

    Изучаемые предметы, в том числе и профильные, играют для школьников различную роль: для одних учащихся они связаны непосредственно с получением будущей профессии, для других являются базовыми для будущей профессии и, наконец, могут быть предметами общеразвивающего, общекультурного плана. Следовательно, необходим соответствующий отбор содержания образования.

    В ходе проведенного анкетирования старшеклассников, на вопрос: "На выполнение домашнего задания по какому предмету вы затрачиваете больше всего времени?" -90% учащихся социально-экономического класса ответили: "литература и русский язык" В связи с этим возникает необходимость адаптации учебных программ для профилей по профильным и непрофильным предметам. Обеспечение учебной литературой - проблема, теснейшим образом связанная с содержанием профильного обучения. Учитывая, что создание новой учебной литературы возможно не ранее чем через два- три года, предполагается, что на первых этапах введения профильного обучения будут использоваться имеющиеся учебники. Но среди них, практически нет ни одного, который в полной мере удовлетворяет требованиям обучения на базовом или профильном уровне.

    Пути решения данной проблемы.

    1. Создание авторских программ базовых и профильных курсов (по русскому языку и литературе, математике, биологии, географии, химии, истории).
    2. Мониторинг дозирования домашних заданий в профильных и базовых курсах.
    3. Качественный отбор учебных пособий, предназначенных для базовых и профильных курсов.
    4. Апробация программ элективных курсов, созданных учителями гимназии:

    • Зарубежная литература
    • История отечественной культуры
    • Стили русского языка
    • Избранные вопросы математики

    3. Проблема интегративно-дифференцируемого подхода в организации профильного обучения.

    Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. А это значит, что необходим гибкий подход к формированию профилей, и связанные с ним проблемы организации обучения через:

    • учебные группы (внутриклассная дифференциация),
    • профильные классы (внутришкольная дифференциация)
    • модели сетевой организации.

    Необходимо также преодоление отраслевой замкнутости, а, следовательно, реализация социального партнерства в осуществлении различных моделей профильного обучения. Очевидно, что наличие вышеназванных проблем приводит к необходимости решения системных задач: нормативно-правовых, ресурсных, а не только содержательных. Например, индивидуальные траектории образования, гибкие учебные группы связаны с изменениями в учебном плане, постепенным отказом от традиционной классно-урочной системы. Возможно, необходима и другая система оценки. Сетевое взаимодействие, требует среди множества вопросов изменения в расписании уроков, в нагрузке учителей, решения задачи подвоза детей и т.д. Все эти проблемы невозможно решить силами одной школы. Здесь необходима помощь в координации действий, создании нормативно-правовой базы, обеспечении кадрового потенциала представителей системы образования как муниципального, так и республиканского уровня.
    И, тем не менее, мы пытаемся решать эти проблемы на данном этапе самостоятельно.

    Пути решения данной проблемы.

    1. Концепции профильного обучения гласит: "Школа может быть в целом, и не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять учащимся ( в том числе в форме учебных межклассных групп) возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории." Исходя из этого, нами разрабатывается модель обучения профильных групп учащихся на основе внутриклассной дифференциации. Данная модель под совместным обучением определяет усвоение общеобразовательных предметов( федерального компонента) ; совместно-дифференцированное обучение подразумевает усвоение предмета на профильном или базовом уровне; раздельное обучение предполагает изучение элективов, проведение учебных практик и ученических исследовательских проектов.

    2. В данный момент в стадии разработки находится проект одного из вариантов сетевой модели - Территориальные школьные объединения - ТШО,в рамках которых, на договорных условиях два- три средних учебных заведения, территориально расположенные рядом.,создают территориальный школьный округ, согласовывают профили обучения и осуществляют набор учащихся в классы на старшей ступени не из микрорайона школы, а из микрорайона ТШО.
    В условиях функционирования данной модели:
    Во-первых, появляются возможности значительно расширить набор профилей обучения и тем самым максимально удовлетворить интересы и потребности учащихся; Во-вторых, более эффективно использовать кадровый потенциал педагогических коллективов школ, вошедших в ТШО;
    В-третьих, продуктивнее использовать учебно-материальную базу.

    Мы только в начале пути, и нам небезразличен опыт работы в этом направлении других образовательных учреждений. Мы готовы к сотрудничеству со всеми, для кого эта проблема актуальна. ( слайд с адресом, телефоном и сайтом)

     

    Положение о классах с профильным обучением.

    1. Общие положения
    1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования. 1.2 Классы с профильным обучением открываются приказом по Отделу образования в соответствии со статусом образовательного учреждения.
    1.3 Классы с профильным обучением открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса
    1.4 Классы с профильным обучением организуются на 3-й ступени средней школы ( 10-11 классы).
    1.5 Гимназия несет ответственность перед учащимися, родителями и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным особенностям детей, качественное обучение и воспитание.
    1.6 Классы с профильным обучением обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.

    2. Содержание и организация образовательного процесса.

    2.1 Классы с профильным обучением работают по программам, включающим:

    • обязательный базовый компонент образования,
    • профильные дисциплины
    • элективные курсы.

    Программы разрабатываются педагогическим коллективом гимназии и утверждаются педагогическим советом.

    2.2 Образовательные программы для классов с профильным обучением предусматривают:

    • Овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по профильным дисциплинам и изучение элективных курсов,
    • Формирование развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности,
    • Подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

    2.3 Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами учебной, развивающей, досуговой деятельности. 2.4 Количество учащихся в классе не должно превышать установленные нормы.
    3. Порядок приема учащихся в классы с профильным обучением.
    3.1 В классы с профильным обучением принимаются учащиеся прошедшие конкурсный отбор, независимо от места жительства. Для организации приема в гимназии формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
    3.2 При поступлении в классы с профильным обучением учащиеся, их родители ( лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в гимназии.
    3.3 При зачислении в классы с профильным обучением обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом.
    3.4 Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом гимназии в соответствии с порядком, установленным Уставом гимназии. Решения оформляются приказом директора.
    3.5 Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
    3.6 Посещение элективных курсов является обязательным для учащихся в классах с профильным обучением.
    3.7 Учащимся, не успевающим по профильным дисциплинам предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.

    4. Управление классами с профильным обучением.

    4.1 Деятельность классов с профильным обучением организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка гимназии.
    4.2 Педагогический коллектив для работы в классах с профильным обучением формируется из высококвалифицированных педагогов.
    4.3 Обязанности по организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива возлагаются на заместителя директора по научно-методической работе.

    Составила:
    Заместитель по научно-методической работе
    Масленникова О.М
    .

    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    Списки 1 –х классов

    Подробнее

    Объявление для родителей будущих первоклассников.

    17 мая в 17.00 ч.
    Проводятся занятия  по классам с будущими первоклассниками.
    Общее родительское собрание в актовом зале.
    18 мая в 18.00 ч.
    Родительское собрание по классам.
    (без детей)

    Просим оставлять свои
    отзывы, предложения, вопросы и пожелания в
    --> Гостевой книге <-- 

     

    СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

     

    ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
    МО РФ
    МО РБ
    Управление по контролю и надзору образования при МО РБ
    Сайт администрации г.Белорецк
    РЦОИ
    Первая ПОмощь
    Белорецкий рабочий

     

    СЧЁТЧИК
     
    Hosted by uCoz